menu

Кружок "Юный экскурсовод"

 

 

 

 

Тематическое планирование кружка «Юный экскурсовод»

Руководитель: Максимова ЮМ

№ занятия

Тема занятия

Руководитель

1-5

Виртуальные архитектурные ансамбли России (с аудиогидом); Виртуальные военно-исторические музеи (с аудиогидом)

Максимова ЮМ

6-10

Онлайн-экскурсии в исторические усадьбы и музеи-заповедники (с аудиогидом);

Максимова ЮМ

11-15

Виртуальные экскурсии по художественным выставкам (с аудиогидом)

Максимова ЮМ

План-конспект занятий №1-5

1. Архитектурный ансамбль в Суздале: http://vm1.culture.ru/vtour/tours/arkhitekturnyy_ansa..

2. Архитектурный ансамбль во Владимире: http://vm1.culture.ru/vtour/tours/arkhitekturnyy_ansa..

3. Архитектурный ансамбль Ростовского кремля: http://vm1.culture.ru/vtour/tours/rostovskiy_kreml/pa..

4. Болгарский государственный историко-архитектурный музей заповедник:
https://vbolgar.ru/bolgartur/bolgar-ok/Bolgar.html

6. Музей заповедник «Сталинградская битва». Мамаев курган. http://vm1.culture.ru/vtour/tours/mamayev_kurgan/pano..

7. Военно-исторический музей города Орла
http://okmuseum.ru/Tour_Muzei-Diorama_2017/Diorama_20..

 

План-конспект занятий №6-10

Сегодня мы с вами посетим:
1) Музей-усадьба Д.В. Веневитинова: Усадьба принадлежала дворянскому роду Веневитиновых. Здесь провел свое детство будущий русский поэт-романтик, философ, критик начала XIX в. Д.В. Веневитинов, являющийся четвероюродным братом А.С. Пушкина и ставший прототипом Владимира Ленского в «Евгении Онегине».
С усадьбой тесно связана жизнь известного историка и общественного деятеля М.А. Веневитинова, а также Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод», которая в 1887 была гувернанткой в семье Веневититновых. Поэтому другое название усадьбы: «Дом, в котором жила и работала писательница Этель Лилиан Войнич». Экспозиция главного усадебного дома, рассказывает о жизни и творчестве Д.В. Веневитинова и о других представителях этого дворянского рода. В залах экспонируются редкие материалы из фондов музея: подлинные указы петровской эпохи, редкие карты XVIII в., труды М.А. Веневитинова, сочинения Д.В. Веневитинова, старинная мебель, раритетные книги, семейные портреты и многое другое, что позволяет прикоснуться к подлинному прошлому. А также музей-усадьба Веневитиновых – прекрасное место для отдыха и созерцания, где тишина и романтика мира дворянской усадьбы помогают на время забыть о суете, перелистать уникальные страницы «воронежской старины».
Музей-усадьба Д.В. Веневитинова является филиалом Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина.
http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/venevitinov/index.html

2) Музей-заповедник В.Д. Поленова:  Поленовский музей был основан в 1892 г. народным художником России В.Д. Поленовым и является первым народным музеем в русской деревне.
В экспозиции находятся многочисленные коллекции, в том числе художественные произведения В.Д. Поленова, И.Е. Репина, К. Коровина и др., уникальная мебель и предметы старины, коллекция ДПИ от конца XIX в. до нынешних дней, личные вещи Поленова и членов его семьи, уникальная мемориальная библиотека. Большой Дом, где находятся основные коллекции, является центром усадьбы и всего заповедника. Усадебный комплекс включает в себя 21 мемориальную постройку и парк. Все здания созданы по проекту В.Д. Поленова, отражающему архитектурные направления конца XIX в.
Одно из основных направлений деятельности музея – развитие и рост заповедника, полная мемориализация исторического ландшафта, создание уникального национального парка на севере Тульской области, в верхнем течении реки Оки, парка-заповедника среднерусского пейзажа. Ведь Поленов, поселившись на окском холме, сумел бережно сохранить удивительную красоту окского пейзажа.
В настоящее время территория музея-заповедника с окрестными лесами и лугами представляют мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды. Непосредственно усадьба занимает площадь 14,1 га, включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В.Д.Поленова в конце Х1Х - начале ХХ века, и усадебный парк - тоже детище Василия Дмитриевича: большинство сосен было посажено его руками. К парку отношение в семье было особым - как к живому существу, составлявшему неотъемлемую часть дома. Столь же бережным было и отношение к природе.
Время пощадило усадьбу: она осталась такой, какой и была задумана Василием Дмитриевичем Поленовым. Дом был построен на любовно выбранном месте, и Поленов оказался счастливым архитектором, так как все, что он спроектировал, через несколько лет увидел построенным. При выборе участка под усадьбу Поленов прекрасно представлял себе, как будет выглядеть усадьба через много лет. Именно сейчас мы можем судить об этом: такой удивительной красоты, которой обладает поленовская усадьба, не сразу найдется в средней полосе России. От двух каменных столбов ворот главного въезда в усадьбу ведет в сторону дома сосновая аллея — одна из первых посадок, сделанных Поленовым на бывшем ржаном поле. Привычными в старинном парковом и усадебном строительстве были липовые и березовые аллеи. Поленов предпочел сосну, напоминавшую ему родной Север, правильно решив, что на открытом месте с песчаным грунтом сосна будет быстро и хорошо развиваться. Прямо перед воротами в глубине на фоне зелени стоит здание Аббатства. Правее Аббатства, напротив Большого дома, под разросшимися березами Поленовым была выстроена избушка для детских игр. От центра усадьбы вниз к Оке ведет дорожка. Здесь стоят столбы каменных ворот, крытые черепицей — северный вход в усадьбу. Вся усадебная земля обнесена декоративной изгородью из местного камня — известняка, по типу тех, которые напоминали художнику Вель и были запечатлены им на многочисленных этюдах.
Уникальный мемориальный парк музея-усадьбы был создан руками человека — большого художника, умевшего видеть через десятилетия. Сейчас в нем ежегодно производятся санитарные и ландшафтные рубки, ведутся лесопосадки. Это — тоже традиция Василия Дмитриевича Поленова, стремившегося всеми доступными человеку средствами добавить красоты окружающему миру.
https://polenovo360.com/index.html?s=pano665

3) Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» : Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник) образован 17 марта 1922 декретом СНК РСФСР. Первоначально в него входили пушкинская усадьба Михайловское, усадьба друзей поэта Тригорское и могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре. В 1936 году в состав Пушкинского Заповедника были включены городища Савкино и Воронич, с. Петровское и территория Святогорского монастыря.
С июля 1941 по июль 1944 был оккупирован германскими войсками и практически полностью уничтожен. Работа по восстановлению и развитию пушкинского уголка ведётся с 1945 года. Сегодня Пушкинский Заповедник занимает территорию свыше 9,7 тыс. га, в его состав входят: музеи-усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское, этнографические музеи «Водяная мельница» и «Пушкинская деревня» в дер. Бугрово; древние городища Савкино и Воронич; могила А.С. Пушкина в Святогорском Свято- Успенском мужском монастыре и научно-культурный центр. Фонды Пушкинского заповедника насчитывают около 40 тысяч единиц хранения, среди них - мемориальные предметы, рукописи, собрание живописи и графики (со 2-й половины18 в.), предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура.
Пушкинские места своей красотой и духовным богатством привлекают около 300 тысяч посетителей в год. Здесь можно почувствовать живое присутствие Поэта. Заповедные усадьбы, парки, сохранившиеся до наших дней поэтические реалии - «зеленый скат холмов», «озер лазурные равнины», «дорога, изрытая дождями», «холм лесистый», «пруд под сенью ив густых», - откликаются пушкинским словом - « и, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах».
В Пушкинском заповеднике ежегодно отмечаются памятные даты, связанные с жизнью великого поэта. С 1962 ежегодно в первое воскресенье июня проводится праздник поэзии. Помимо экскурсий посетителям предлагаются образовательно-просветительные и праздничные программы, мастер-классы по изготовлению различных сувениров, театрализованные экскурсии, выставки художников, поэтические встретит.
https://www.culture.ru/vtour/mihailovskoe/mikhailovsk..

4)Музей-заповедник «Александровская слобода» : Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» расположен в Александровском кремле – старейшей резиденции московских государей. К 1513 году лучшими русскими и итальянскими мастерами здесь был воздвигнут грандиозный дворцово-храмовый ансамбль, не уступавший красотой и величием Московскому Кремлю.
С 1565 года Слобода почти на два десятилетия приняла на себя высокий статус столицы. Именно здесь Иван Грозный завершил объединение государства Российского, а столичная Слобода стала дипломатическим, политическим и культурным центром средневековой России. При Государевом дворе жили и творили лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. Здесь были созданы первая русская певческая школа и первая провинциальная печатня.
И по сей день средневековая столица России хранит множество тайн и легенд: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, первый полет Никиты-слобожанина с Распятской колокольни, тайны царских сокровищ...
В XVII–XIX веках Слободу посетили почти все царственные особы династии Романовых.
Около 100 лет наследником и бережным хранителем истории царского кремля является музей-заповедник «Александровская слобода». К услугам его посетителей – девятнадцать постоянных экспозиций и выставок, размещенных в белокаменных интерьерах, и множество анимационных экскурсионных программ, событийных праздников, на которых гости музея в увлекательной и необычной форме приобщаются к уникальной истории Александровской слободы.
http://vm1.culture.ru/vtour/tours/aleksandrovskaya_sl..

План-конспект занятий №11-15

1. http://vm1.culture.ru/vtour/tours/khudozhestvennyy_mu..
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России и является первым общедоступным музеем в провинции. Музей был торжественно открыт 29 июня 1885 года стараниями внука А. Н. Радищева, художника-мариниста А. П. Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства. Собрание музея насчитывает около 34 тысяч единиц хранения. Музей обладает замечательной коллекцией европейского искусства: от помпейских фресок и античной скульптуры до картин художников «барбизонской школы». В залах представлены произведения мастеров Франции, Германии, Испании, Англии. Итальянское Возрождение – полотнами Дж. Вазари и Я. Бассано; голландское искусство – живописью XVII века: пейзажами, бытовыми картинами, портретами, авторы этих работ – известные художники: Питер ван Ноорт, Матиас Стомер, Давид Тенирс Младший. Гордость музейного собрания – картины Камиля Коро, Шарля Добиньи и Адольфа Монтичелли из коллекции А. П. Боголюбова. Нидерландские шпалеры, саксонский и севрский фарфор, коллекции мебели, стекла, бронзы широко и разнообразно представляют декоративно-прикладное искусство разных эпох и национальных школ. Научно-исторический архив и библиотека Радищевского музея располагают уникальными рукописями, документальными и фотоматериалами, богатой коллекцией старинных и современных изданий.

Художественный музей им. А.Н.Радищеваvm1.culture.ru

2. http://www.newestmuseum.ru/history/virtual/index.php Представляем виртуальную реконструкцию Государственного музея нового западного искусства — первого в мире музея современного искусства, существующего исключительно в интернет-пространстве. Главной гордостью коллекции стали более 800 оцифрованных картин Моне, Сезанна, Гогена, Дега, Ренуара, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других живописцев, тысяча объектов графики и 106 скульптур. Все экспонаты представлены в интернете в высоком качестве без ограничений просмотра и доступа. В целом виртуальный музей ГМНЗИ включает в себя электронную коллекцию произведений, виртуальные экспозиционные залы на разных этапах истории ГМНЗИ, хронологию развития событий в широком историческом контексте, перечень художников, коллекционеров, произведений с подробными научно-популярными описаниями, а также вспомогательные материалы (фотографии, документы) и указатели. Виртуальные реконструкции залов разделены по трем хронологическим периодам и представляют собой интерактивные 3D-панорамы, созданные на основе старых фотографий и описаний залов. У панорам есть возможность перехода на страницу отдельного произведения. Это совместный проект Министерства культуры Российской Федерации, Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

NeWestMuseum • Виртуальные реконструкцииwww.newestmuseum.ru

3. https://www.culture.ru/vtour/izo_ekb/tour.html Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Датой его основания считается 1936 год, хотя история его коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Сегодня Екатеринбургский музей изобразительных искусств – крупный культурный центр, ведущий активную выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность. Музей известен своими коллекциями, многие из которых имеют мировое значение. Одной из таких является уникальное собрание уральского художественного литья XIX−XX веков, центральным экспонатом которого является знаменитый Каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет − единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Значительный интерес представляет раздел западноевропейского искусства XIV−XIX веков. Здесь продемонстрированы произведения итальянских, фламандских, голландских, французских и немецких мастеров. Работы некоторых живописцев, таких как Рутилио Манетти и Франческо Рустичи являют собой большую редкость и представлены только в единственном музейном собрании России – Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Выразительна и разнообразна по своему составу экспозиция русского искусства XVII − начала XX века. Представленные в ней произведения последовательно отражают основные этапы развития отечественного искусства этого периода. Здесь выставляется иконопись мастеров московской школы и русской провинции XVII−XX веков, где основное внимание уделено произведениям местного уральского письма так называемой Невьянской иконе. Русская живопись XVIII − начала XX века представлена картинами таких известных художников, как В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, Н. А. Ярошенко, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, Б. М. Кустодиев, К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, С. Ю. Судейкин, К. Ф. Юон и другие. В обширную коллекцию декоративно-прикладного искусства Урала входят камнерезное и гранильное искусство, демонстрирующее изделия традиционного уральского промысла XVIII − начала XXI века, златоустовское украшенное оружие и гравюра на стали, нижнетагильский расписной поднос и авторское ювелирное искусство признанных мастеров 1970−2000-х годов уральской и московской школ.

4. http://vm1.culture.ru/vtour/tours/arkhitekturnyy_ansa..

4. http://vm1.culture.ru/vtour/tours/arkhitekturnyy_ansa..

Впервые поселок Гусская волость упоминается в документах XVII века. В 1756 купцы Мальцовы в урочище Шиворово на реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры, давшей название городу Гусь-Хрустальный, расположившемуся в Мещере на реке Гусь, в 63 км к югу от Владимира. Здесь с 1983 года находится Музей хрусталя им. Мальцовых, разместившийся в уникальном памятнике архитектуры конца XIX-начала XX веков – Георгиевском соборе.
В едином ансамбле гармонично сочетаются величественное творение русского архитектора Л.Н. Бенуа, монументальная живопись художника В.М. Васнецова и великолепные изделия из стекла и хрусталя старых мастеров и талантливых современников. Благодаря удивительным акустическим возможностям здания в Музее [русталя раз в два года проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки «Хрустальная лира».